В 2023 году на автомобильном рынке назревает проблема нехватки седельных тягачей для фур и грузовиков. Сейчас российским компаниям и сельхозпроизводителям нужно минимум 25 тысяч единиц в год, в 2025 году эта цифра вырастет до 30 тысяч единиц. Участникам рынка стоит опасаться оттока грузовой базы к конкурентам из соседних стран.
Проблему нехватки техники не могут закрыть местные предприятия «Камаз» и белорусский МАЗ. Грядет увеличение поставок за счет параллельного импорта и официальных поставок из Китая.
Причины сложившейся ситуации
- Большой перерыв в обновлении техники, который наблюдается у многих перевозчиков. Тенденция к этому началась еще в 2020 году.
- Официальный уход из России брендов из Европы, поставлявших грузовой транспорт для перевозок (DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo).
- Дефицит запчастей для имеющейся техники.
- Усложнение схем привоза комплектующих для ремонта старых и выпуска новых моделей.
Сейчас проблему начали решать, увеличив поставки техники из КНР. На границе регулярно регистрируют ТС следующих марок:
- Foton;
- JMC-Ford;
- FAW;
- Dongfeng;
- JAC;
- Yuejin;
- Changan Auto;
- Jinbei;
- Sinotruk Howo;
- Sida Steyr;
- Shacman;
- Kama;
- Sitom;
- T-King Ouling;
- Beiben North Benz;
- Isuzu;
- UFO;
- Heibao;
- SAIC Hongyan;
- Shifeng;
- CNJ Nanjun;
- Dayun;
- Chenglong;
- Qingqi;
- Chuanlu;
- Huakai.
Увеличение импорта сдерживают бюрократические моменты в России. Сертификация техники проходит очень долго – более 4 месяцев, что негативно сказывается на поставках.
Еще одна проблема – сложная логистика из Китая. Приходится везти технику на большие расстояния, а это повышение итоговой цены для конечного потребителя. Именно грузоперевозчикам потом приходится искать сервисные центры для обслуживания и прохождения техосмотра. Китайская сторона пока не успела открыть много подобных точек. Большая часть сервисов находится в центральных регионах России, что вызывает негодование у владельцев техники.
Особенности таможенного оформления
Ввозить и растамаживать грузовую технику могут только юридические лица. Частники тоже имеют право приобрести седельный тягач или грузовик из Китая, но с помощью посредников. Обычно ими выступают таможенные брокеры. Вся процедура происходит на основе договора и полностью легальна.
Обязательный момент – российские таможенники особое внимание уделяют экологическому классу техники. Он должен быть минимум ЕВРО-4.
Перед началом таможенного оформления необходимо определить код товара согласно ТН ВЭД. На его основе рассчитываются таможенные платежи и другие сборы. Седельные тягачи и грузовики импортируют только под определенными кодами, от которых зависит пошлина:
- 8704239907, 8407349908, 8704229907, 8704239905, 4011209000, 4011201000 – 10%;
- 8707909001, 8705400005, 8704229108 –15%;
- 8705901001 – 13%;
- 8704329109 – 17%;
- 8704101019 – 6%;
- 8704313100 – 14,4%;
- 8705909005, 8708709909, 4011100009 – 5%.
Размер НДС в любом случае будет 20% от таможенной стоимости.
Этапы таможенной очистки груза:
- Подготовка разрешительной и сопроводительной документации (плюс обязательная сертификация).
- Прибытие техники на приграничный пост.
- Отправка таможенной декларации на товар через ближайший ЦЭД удаленно.
- Проверка всех сопроводительных бумаг на технику.
- Валютный контроль.
- Осмотр груза сотрудником таможни.
- Получение разрешения на выпуск груза.
Весь процесс занимает около суток, но возможно продление по инициативе таможенников. Владельцу груза дается время на исправление неточностей в документации, проведение новых расчетов пошлин согласно кодировке. Помощь таможенного брокера на начальном этапе поможет исключить подобные форсмажоры.
Обязательные документы для таможенного оформления техники:
- таможенная декларация;
- внешнеторговый контракт со всеми приложениями;
- инвойс или счет-фактура;
- платежное поручение, выписка из банка или другой акт для подтверждения факта перевода денег за товар;
- ОТТС;
- СБКТС;
- сертификат соответствия (техрегламент ТР ТС 010/2011);
- техническое описание.
Оплата утильсбора
Утилизационный сбор – обязательный платеж при импорте ТС. Ставка зависит от массы ТС и его возраста.
Наименование транспортного средства | Размер сбора, руб | |
0-3лет | более 3 лет | |
Грузовики массой до 2,5 тонны | 447 тысяч | 649 тысяч |
Грузовики массой 2,5-3,5 тонны | 481,5 тысячи | 700,5 тысячи |
Грузовики массой 3,5-5 тонн | 504 тысячи | 750 тысяч |
Грузовики массой 5-8 тонн | 525 тысяч | 1,2 миллиона |
Грузовики массой 8-12 тонн | 744 тысячи | 2,088 миллиона |
Грузовики массой 12-20 тонн | 844,5 тысячи | 2,9505 миллиона |
Седельные тягачи массой 12-20 тонн | 1,446 миллиона | 5,898 миллиона |
Автосамосвалы массой 12-20 тонн | 711 тысяч | 2,9505 миллиона |
Фургоны и рефрижераторы массой 12-20 тонн | 862,5 тысячи | 2,9505 миллиона |
Грузовики массой 20-50 тонн | 2,2995 миллиона | 4,845 миллиона |
Седельные тягачи массой 20-50 тонн | 1,704 миллиона | 3,4605 миллиона |
Автосамосвалы массой 20-50 тонн | 2,1705 миллиона | 4,845 миллиона |
Фургоны и рефрижераторы массой 20-50 тонн | 1,4025 миллиона | 3,4605 миллиона |
Как поставить ТС на учет в России?
После таможенной очистки владелец грузовика или седельного тягача из Китая должен поставить технику на учет. Это зона ответственности Госавтоинспекции. Именно это ведомство выдает регистрационное свидетельство и номерные знаки для легального управления ТС.
Процедура в среднем занимает 10 суток и включает следующие этапы:
- Отправка заполненного бланка вместе с документами на технику.
- Осмотр ТС уполномоченным лицом, который сверяет номер кузова со сведениями из техпаспорта.
- Отправка документов на ТС для проверки.
- Оплата государственной пошлины.
- Получение свидетельства о регистрации и номерных знаков.
Документация для частников:
- паспорт РФ;
- заявление от владельца;
- техпаспорт на ТС;
- таможенная декларация на груз;
- подтверждение уплаты госпошлины.
Документация для юридических лиц:
- заявление установленного образца;
- паспорт РФ;
- платежное поручение;
- учредительные акты юрлица;
- выписка из ЕГРЮЛ (копия);
- справка из Мосгокомстата (копия);
- техпаспорт;
- номерные знаки, используемые во время транзита;
- подтверждение уплаты госпошлины.
Организация доставки из Китая
Компания «Таможенные решения» уже долгие годы работает с Китаем, что позволяет организовать импорт седельных тягачей и грузовиков в короткие сроки. Пункт прибытия техники обсуждается отдельно до подписания договора на оказание услуг.
Таможенное оформление ТС происходит на приграничных постах:
- Зимунай;
- Хоргос;
- Чугучак;
- Манчьжурия;
- Хэйхэ.
Клиенты, обращаясь в нашу компанию, получают своевременную доставку по демократичным тарифам, качественную технику и оформление груза согласно законам РФ.