+7 (499) 113-58-84

Таможенное оформление экспорта и импорта грузов, грузоперевозки в/из Казахстана

Казахстан имеет одну из крупнейших в Центральной Азии экономик. После распада СССР и 1994 года страна пережила экономический упадок. Но в настоящий момент экономика восстанавливается и развивается. В Казахстане много сырьевых ресурсов, развит аграрный сектор на юге страны. Развивается машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, черная и цветная металлургия, сельское хозяйство, производство строительных материалов.

Таможенное оформление экспорта и импорта грузов, грузоперевозки в/из Казахстана

Россию и Казахстан связывают тесные экономические отношения, чему способствует их участие в таможенном союзе ЕАЭС и сопутствующие этому преимущества: отсутствие таможенных пошлин и деклараций, вычет НДС. Казахстан, а также другие страны, входящие в таможенный союз – Белоруссия, Армения и Киргизия – находятся на единой таможенной территории, то есть между странами нет таможенной границы.

Казахстан входит в десятку основных внешнеторговых партнеров России. Из Казахстана в Россию в основном привозят минеральную продукцию, продовольственные и сельскохозяйственные товары, химическую продукцию, металлы, продукцию машиностроительного производства. Казахстан, в свою очередь, импортирует нефтепродукты, различное оборудование, транспорт, пластмассы и древесину из России. Товарооборот в 2021 году составил более 25,5 млрд долларов США. Это больше, чем в 2020-ом году, на 34%.

Способы перевозки грузов

Товары, которые экспортируются в Казахстан или импортируются из Казахстана в Россию, оформляются как сборные или как генеральные грузы. Разница между ними в скорости доставки, особенностях таможенного оформления, стоимости транспортных услуг.

Генеральный груз перевозится в одном контейнере или транспортном средстве, даже если контейнер или ТС заполнены не полностью. Груз едет отдельно от товаров других заказчиков, он сразу отправляется и его никак не перепутать с грузами других компаний. Контейнер опломбирован и защищен. Таким образом можно перевозить разные категории товаров, причем сразу в одном контейнере. Но заказчик проигрывает в стоимости, так как оплачивает полную стоимость перевозки, даже если товарами заполнена всего 1/3 контейнера.

Сборный груз состоит из нескольких мелких партий разных компаний. Каждый заказчик оплачивает перевозку только за свой объем грузов, поэтому такой вариант гораздо выгоднее для средних и мелких фирм. Только перед отправкой требуется некоторое время на консолидацию грузов, и таможенное оформление будет более длительным. И все-таки финансовый фактор имеет значение, поэтому перевозки сборных грузов пользуются большей популярностью.

Категории и виды экспортируемых и импортируемых товаров

Основную долю в структуре экспорта заняли:

  • транспорт, оборудование (ТН ВЭД 84-90) – 26% от общего объема экспорта;
  • металлические изделия и металлы (ТН ВЭД 72-83) – более 16%;
  • химическая продукция (ТН ВЭД 28-40) – более 15%;
  • сельскохозяйственное сырье и продовольствие (ТН ВЭД 01-24) – почти 15%;
  • минеральная продукция (ТН ВЭД 25-27) – более 11%;
  • древесина и целлюлоза (ТН ВЭД 44-49) – более 4%;
  • обувь и текстиль (ТН ВЭД 50-67) – 2%;
  • драгоценные камни и металлы (ТН ВЭД 71) – более 2%.

Прирост по экспорту наблюдается в товарных группах чёрных металлов, оборудования и транспорта, пластмасс, черных металлов, топлива, древесины, злаков, фармацевтический продукции, бумаги и картона, масел различного происхождения, мучных продуктов, инструментов.

Что касается импорта, то наибольшая доля поставок пришлась на:

  • минеральную продукцию (ТН ВЭД 25-27) – 37,5% от общего объема импорта;
  • металлические изделия и металлы (ТН ВЭД 72-83) – более 33%;
  • химическую продукцию (ТН ВЭД 28-40) – 13%;
  • сельскохозяйственное сырьё и продовольствие (ТН ВЭД 01-24) – 7%;
  • оборудование и транспорт (ТН ВЭД 84-90) – почти 7%.

Прирост отметился в товарных группах черных металлов, минерального топлива, неорганической химической продукции, цинка, алюминия, пластмасс, меди, оборудования, мяса и мясных субпродуктов, семян.

Особенности экспорта и импорта товаров

Несмотря на то, что Казахстан и Россия находятся на единой таможенной территории, законодательства в этих странах отличаются, поэтому перед заключением договора поставки стороны должны определиться с правом, которым будет регулироваться заключенный договор. Обычно руководствуются «Инкотермс».

Внешнеторговый контракт должен учитывать законодательство обеих стран. В нем указывают:

  • наименования фирм, между которыми заключается договор;
  • цель;
  • сумма контракта и условия оплаты;
  • условия поставки;
  • реквизиты;
  • порядок разрешения споров между сторонами;
  • действия на случай возникновения нестандартных ситуаций.

При необходимости уточнения или добавления информации заключается дополнительное соглашение. Контракт оформляется на двух языках: казахском и русском. Документу присваивается номер. Если сумма контракта больше 3 млн рублей для импорта или больше 6 млн рублей для экспорта, то контракт регистрируют в банке.

Есть отличия также в порядке уплаты НДС и подготовке документации:

  • НДС рассчитывается импортером самостоятельно, и сумма уплачивается в свой налоговый орган;
  • налоговая база НДС устанавливается на момент учета импортного груза;
  • документы в ИФНС предоставляются каждый месяц, если в этот период были импортированы товары;
  • возможен налоговый вычет.

НДС рассчитывается импортером самостоятельно. Схема уплаты косвенного налога выглядит так: экспортер отправляет товар по нулевой ставке НДС, указывая в счет-фактуре НДС – 100%. Импортер оплачивает налог, а экспортер оплачивает вычеты при реализации товаров.

В налоговую подаются:

  • контракт или договор;
  • заявление на ввоз и уплату косвенных налоговых сборов;
  • транспортные документы;
  • другая документация, подтверждающая правомерность нулевой ставки НДС.

Документы предоставляются в течение 180 дней с даты отгрузки.

От НДС освобождены товары, указанные в статье 149 НК РФ, 150 НК РФ и постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 №372, а также передаваемые с заключением договора в рамках одной и той же российской организации и доставляемые через ЕАЭС, но купленные у российского поставщика.

Существует и ряд проблем с экспортом и импортом товаров в/из Казахстана из-за недоработанного законодательства в этой сфере:

  • отсутствие четких формулировок;
  • не разработан перечень требуемых документов;
  • неясные правила, регулирующие перемещение товаров;
  • нет перечня товаров, которые запрещены к экспорту и импорту.

Грузоперевозки

Развитая транспортная инфраструктура Казахстана способствует развитию грузоперевозок в Россию и из России. Казахстан занимает выгодное географическое положение – здесь пересекаются важные транспортные магистрали из азиатских государств. Наиболее популярные маршруты доставки из России в Казахстан и обратно:

  • Алма-Аты;
  • Нур-Султан;
  • Актобе;
  • Байконур;
  • Павлодар;
  • Караганда;
  • Уральск.

Доставка из Казахстана выполняется всеми видами транспорта.

Стоимость перевозки определяется пунктом отправки и назначения, способом транспортировки, видом и объемом груза.

В связи с постановлениями правительства №312 от 09.03.2022 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации» №311, №313 от 09.03.22 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100» вывоз некоторых видов товаров и оборудования с территории РФ ограничен, поэтому при отправке российских товаров в страны СНГ предоставляется код ТН ВЭД.

Железнодорожные перевозки

Наиболее популярный способ перевозок – железнодорожный. На его долю приходится более 60% грузов. Во-первых, железнодорожная сеть и в Казахстане, и в России хорошо развита. Во-вторых, параметры колеи не отличаются, поэтому при перевозке не возникает задержек из-за смены вагонов. В-третьих, могут использоваться разные виды подвижного состава.

Автомобильные перевозки

Находятся на втором месте по популярности как один из самых выгодных вариантов. Это, например, касается перевозки длинномерами.

Автомобилями можно перевозить и негабаритные грузы и продукты питания, включая скоропорт – с использованием рефрижераторов это не проблема.

Морские перевозки

Казахстан имеет выход к Каспийскому морю, поэтому морские перевозки из Казахстана в Россию возможны, однако, железнодорожные и автомобильные перевозки из-за особенности географического положения быстрее и выгоднее. Морской транспорт может использоваться, если нужно доставить груз в южные регионы России.

Авиаперевозки

В Казахстане 96 аэропортов. Развитие авиаперевозок является весьма перспективным направлением. Этот вид транспорта оптимален для транспортировки срочных, скоропортящихся, дорогостоящих, ценных или хрупких грузов. Авиатранспорт отличается повышенной безопасностью, но стоимость перевозки высока.

Мультимодальные перевозки

При необходимости, когда нужно сократить срок доставки или финансовые расходы, используется мультимодальная перевозка, т.е. часть маршрута груз перевозится на одном виде транспорта, а другую часть – на другом.

Таможенное оформление

Благодаря участию в таможенном союзе ЕАЭС при перевозке товаров из Казахстана в Россию и в обратном направлении не нужно проходить декларирования, таможенное оформление и уплачивать пошлины. Но из-за того, что государственная граница все же пересекается, возможен выборочный досмотр перевозимых грузов.

Что касается товаров, изготовленных за пределами ЕАЭС, то достаточно однократного оформления на таможне, они могут беспрепятственно провозиться по всей территории таможенного союза.

Необходимость таможенного оформления отсутствует. Но санитарный, ветеринарный, пограничный, транспортный, радиологический и фитоконтроль выполняются. Также необходима сертификация продукции, которая входит в соответствующие перечни.

Правила перемещения товаров внутри таможенного союза ЕАЭС прописаны в Договоре о ЕАЭС.

Изменения, связанные с санкциями 2022 года

На фоне проведения военной операции России на Украине и вводимых в ответ санкциях США и ЕС звучат предположения о том, что Казахстан мог бы играть роль промежуточного звена в логистических цепочках из Европы в Россию. Но по мнению экспертов, такое решение невыгодно для импортеров. К тому же на фоне сложившейся ситуации казахские компании увеличивают тарифы, стараюсь получить свою прибыль.

Пока ясно одно, что расходы импортеров вырастут независимо от направления импорта. И для конечного потребителя прогнозируется повышение стоимости импортных товаров из-за увеличения транспортных и коммерческих издержек.

Наша помощь и преимущества

Самостоятельная организация транспортировки грузов требует определенных знаний и финансовых затрат, поэтому лучше воспользоваться услугами специализирующихся на логистике компаний. Наша компания «Таможенные решения» предлагает клиентам широкий спектр транспортно-логистических услуг. В нашу компетенцию входит:

  • оформление необходимых документов;
  • расчет таможенных платежей;
  • подбор кодов ТН ВЭД;
  • заполнение и подача декларации;
  • консультационная поддержка;
  • организация грузоперевозки.

Мы строго соблюдаем законодательство и оперативно отслеживаем изменения в законах РФ, ЕАЭС, поэтому всегда в курсе текущих требований. Обращайтесь к нам, и мы поможем перевезти и оформить ваш груз в экспортном или импортном направлении.