С 1 сентября 2024 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации, становится обязательной маркировка велосипедов и велосипедных рам в системе «Честный знак». Это решение направлено на обеспечение прозрачности и контроля за оборотом продукции. Введение обязательной маркировки позволит значительно сократить риски попадания на рынок контрафактных товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Маркировка коснется всех участников рынка.
Актуальность маркировки велосипедов
Люди все чаще выбирают велосипед как удобное и экологичное средство передвижения, что отражается на динамике продаж. Однако данный позитивный тренд также приводит к негативным последствиям, связанным с увеличением объемов нелегального оборота. Исследования показывают, что почти треть всех продаж велосипедов и связанных с ними комплектующих проходит через теневые каналы. В условиях жесткой конкуренции небольшие магазины иногда идут на риск, предлагая контрафактную продукцию, качество которой оставляет желать лучшего. Контроль со стороны государственных органов, осуществляемый при помощи маркировки, позволит снизить объемы нелегального оборота.
Особенности маркировки импортируемых велосипедов
С введением системы маркировки в России многие аспекты товарооборота претерпевают значительные изменения, и импортные велосипеды не стали исключением. Новые правила маркировки затрагивают не только товары, произведенные на территории нашей страны, но также и товары, поступающие из-за рубежа. В этом процессе ключевую роль играют импортеры, которые выполняют функции посредников между зарубежными производителями и российскими дистрибьюторами. Их обязательства включают обеспечение надлежащей маркировки, прежде чем продукция поступит на рынок.
Введение обязательной маркировки: основные шаги
Участникам рынка предстоит пройти несколько этапов, чтобы адаптироваться к новым требованиям, начиная от регистрации до окончательной маркировки существующих товаров и их прослеживаемости на каждом отрезке пути.
- Первый этап, который вступает в силу 1 сентября 2024 года, требует от всех участников оборота — производителей, импортеров и дистрибьюторов — обязательной регистрации в системе. Для этого необходимо подать заявление и получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), что обеспечит возможность работы в новой экосистеме.
- Следующий шаг включает обязательное нанесение кодов маркировки на велосипеды и их рамы, а также передачу отчетов о произведенных действиях в систему. Участникам отрасли предстоит внести изменения в свои внутренние процессы, чтобы организовать эффективный процесс закупки кодов и их нанесения на продукцию.
- С 1 ноября 2024 года вступает в силу запрет на выпуск немаркированных товаров. Это означает, что велосипеды, которые не будут соответствовать новым требованиям, не смогут быть реализованы. Товары, приобретенные до вступления в силу закона, тоже подлежат маркировке.
- Импортерам и производителям будет дано время до 1 января 2025 года для завершения маркировки всех товаров, завезенных или произведенных до 1 сентября 2024 года, а выпущенных после. До 1 января 2025 года все данные о маркировке должны быть переданы в систему.
- Завершающим этапом станет полный запрет на реализацию немаркированных велосипедов, который вступит в силу с 1 марта 2025 года. До этого момента все остатки должны быть промаркированы, а участники теперь должны будут вести документооборот в электронном формате и следить за правильным сканированием и передачей данных о продажах.
Маркируемая продукция
В соответствии с новыми требованиями системы «Честный знак», маркировке подлежат разнообразные модели велосипедов: трехколесные, двухколесные, а также модели, оснащенные двигателями.
В перечень маркируемой продукции входят следующие категории велосипедов, определенные по кодам ТН ВЭД ЕАЭС:
- Велосипеды с двигателем (8711) – эти модели могут быть как с колясками, так и без них.
- Двухколесные и трехколесные велосипеды без двигателей, предназначенные для перевозки грузов (8712 00).
- Велосипедные рамы маркируются отдельно (8714 91 100).
- Трехколесные велосипеды – эти транспортные средства также попадают под требования маркировки (9503 00 100 9).
Для более точной идентификации товаров можно использовать коды ОКПД 2, которые указываются в сертификатах или декларациях соответствия. Эти коды позволяют более точно определить маркируемые товары. Маркируется продукция, соответствующая кодам:
- 30.91.11.120;
- 30.92.10;
- 30.91.20, 30.92.30.110;
- 40.31.121.
Подключение к системе
Подключение к системе маркировки «Честный знак» начинается с оформления необходимых документов и подготовки оборудования и заканчивается полноценной интеграцией в систему.
Первый этап –оформление усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Подпись нужно получить на руководителя организации или индивидуального предпринимателя, так как она необходима для подписания документов. Компании должны также установить специализированное программное обеспечение и криптографические плагины, которые позволяют корректно взаимодействовать с системой. Весь необходимый софт доступен на официальном сайте «Честный знак».
Следующий шаг – создание личного кабинета. Платформа будет служить основным инструментом для работы с системой. После создания кабинета руководство компании сможет предоставить доступ другим сотрудникам. Обучение пользователей крайне важно, поскольку все действия в рамках кабинета имеют юридическую значимость.
После создания кабинета необходимо зарегистрироваться как участник и заполнить профиль. Для этого потребуется внести личные данные и ознакомиться с договором, который предоставляет оператор системы маркировки — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Подписание этого соглашения дает доступ ко всем функциям личного кабинета.
На следующем этапе следует добавить товарную группу «Велосипеды» в личном кабинете. Без этого шага участник не сможет начать процесс маркировки.
Важно помнить о необходимости пополнения лицевого счета, поскольку выпуск кодов маркировки является платным, участникам придется перевести средства на счет для данной товарной группы перед началом работы.
Далее необходим выбор технического решения для маркировки. Этот аспект включает в себя определение места, откуда будет происходить маркировка — будь то таможенный склад, зарубежное производство. Нужно учитывать специфические требования бизнеса и логистических потоков.
Алгоритм работы
Первым шагом для производителя является заказ идентификационных кодов. Эти коды наносятся на подседельную трубу велосипеда, что обеспечивает их видимость и легкость считывания. Для повышения удобства сканирования также рекомендуется разместить код на упаковке товара. Однако просто маркировать товар недостаточно. Нужно создать электронный перечень кодов, который называется электронным УПД (универсальный передаточный документ). Этот документ отправляется дистрибьютору через систему электронного документооборота.
Когда товары поступают к дистрибьютору, он должен проверить коды, соответствующие данным в электронном УПД. Если все совпадает, дистрибьютор подтверждает этот документ и формирует свой собственный электронный УПД для дальнейшей передачи товара в розничные магазины. На этом этапе велопродукция становится частью товаров магазина, при этом система отслеживает перемещение и статус товара.
При подтверждении продажи велосипеда кассир сканирует код маркировки, который автоматически добавляется в чек покупателя. При этом товар фиксируется в системе как выбывший из оборота, что позволяет завершить процесс учета и контроля за его движением.
Таким образом, алгоритм работы в системе маркировки включает:
- Заказ кодов производителем.
- Нанесение кодов на товар и упаковку.
- Формирование и отправка электронного УПД дистрибьютору.
- Проверка кодов дистрибьютором и оформление собственного УПД.
- Передача продукции в розничную точку.
- Считывание кода кассиром в момент продажи с фиксированием в системе.
Для маркировки велосипедов используется тот же самый цифровой криптокод – DataMatrix, как и для многих других товаров, что упрощает процесс.
Административная и уголовная ответственность
Несоблюдение установленных требований влечет за собой серьезные правовые последствия для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц.
На практике среди наиболее распространенных нарушений выделяются:
- Отсутствие кода DataMatrix – каждая единица продукции должна быть маркирована уникальным кодом. Если код отсутствует, продукция считается неконтролируемой, а значит, нарушается закон.
- Подделка кодов – использование фальшивых кодов маркировки является серьезным нарушением, так как это не только вводит в заблуждение потребителей, но и подрывает саму систему маркировки.
За отсутствие кода маркировки или его неправильное использование предусмотрены строгие меры административной ответственности. Юридические лица могут столкнуться с конфискацией продукции и штрафом в диапазоне от 50 000 до 300 000 рублей. Должностные лица и индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы на сумму от 5 000 до 10 000 рублей.
Однако наиболее серьезные последствия грозят в случае обнаружения поддельных кодов. За продажу, хранение или перевозку товаров с фальшивыми кодами предусмотрена уголовная ответственность. В этом случае правонарушителям может грозить штраф в размере до 300 000 рублей или лишение свободы на срок до 6 лет, а также наложение штрафа.
Во избежание негативных правовых последствий и в целях соблюдения всех норм законодательства, наша компания предлагает полный комплекс услуг по маркировке импортных товаров КИЗами. Мы гарантируем передачу КИЗов продавцу и контроль за правильным нанесением этикеток. Кроме того, в нашу компетенцию входят услуги по растаможке товара и логистике.
Не рискуйте своим бизнесом и репутацией — обратитесь к нам за помощью в маркировке продукции и защитите себя от штрафов и уголовной ответственности.