Строительная отрасль в России частично опирается на импортные поставки строительных и отделочных материалов. Интерес к зарубежным стройматериалам остается высоким — главным образом из-за отсутствия российских аналогов по некоторым позициям.
Страны-поставщики
В последние годы традиционная география импорта стройматериалов изменилась. Если прежде значительная доля материалов поступала из стран Европы и США, то под давлением санкционных ограничений российские компании стали развивать новые экономические связи. Основными поставщиками импортных стройматериалов стали Турция и Китай, которые быстро адаптировались к новым условиям. Серьезно увеличились объемы ввоза стройматериалов через Беларусь и Казахстан. Из этих стран поставляют в Россию:
- цемент и гипсовые смеси,
- керамическую плитку и другие облицовочные материалы,
- сантехнику,
- строительную химию,
- металлопрокат.
Беларусь традиционно является наиболее надежным партнером российской стройиндустрии, а роль Казахстана, Армении и Киргизии заметно возросла за счет участия в параллельном импорте и транзите товаров.
В числе укрепляющих свою роль поставщиков оказался Иран — из этой страны Россия закупает цемент и отделочные материалы, а также химическую продукцию. Среди поставщиков все чаще встречаются Индия, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и страны Африки: оттуда поступают краски, гранит, напольные покрытия и другая востребованная продукция.
Логистика, обеспечивающая российский рынок, работает по новым принципам: компании выстраивают альтернативные маршруты, используют возможности параллельного импорта, благодаря которому товары, ранее напрямую шедшие из Европы, теперь поступают через третьи страны. Такая схема поставок позволяет смягчить влияние санкций. Параллельный импорт помог сохранить доступ к зарубежным стройматериалам, особенно в нише отделочных решений.
Стройматериалы дорожают
Рост цен на стройматериалы в России заметен. За последние месяцы стоимость многих позиций увеличилась: эксперты отмечают рост цен в среднем на 10-15%, а по ряду импортных отделочных материалов — до 25% в сравнении с предыдущим годом. Скачки курсов валют, усложнение логистики, дефицит некоторых комплектующих и усиление санкционного режима способствуют подорожанию, особенно что касается продукции, поступающей из дальнего зарубежья.
Сильно выросли в цене плитка, напольные покрытия из керамогранита, элементы сантехнического оснащения и лакокрасочные материалы — товары, которые ранее доставлялись в Россию преимущественно из Европы, а теперь ввозятся из Турции, Китая и стран СНГ. Несмотря на расширение поставок из Азии и активное использование параллельного импорта, полностью сдержать рост цен не удается. Транспортировка по новым маршрутам зачастую дороже, а параллельные схемы требуют привлечения посредников, из-за чего стоимость для потребителей увеличивается.
Из отечественных стройматериалов особенно подорожали бетон (до +15%), металлический прокат (до +16%), а также теплоизоляционные материалы: минеральная вата, пенополистирол выросли в цене на 7–8%. Древесина и кирпич также стали обходиться дороже. В совокупности эти изменения уже сейчас приводят к увеличению итоговых расходов для застройщиков, ввиду чего корректируются сметы и закупочные стратегии.
В условиях продолжающихся изменений на рынке и внешних ограничений, гибкость в выборе поставщиков и оптимизация логистики – залог успешной работы компаний. Часть продукции производится локально, другая импортируется через дружественные страны, а пятую долю рынка занимают новые логистические маршруты.
Таможенное оформление, подбор кодов ТН ВЭД, организация сертификации и своевременное реагирование на изменения в тарифах приобретают особое значение. Квалифицированная поддержка брокера «Таможенных решений» позволит избежать многих проблем.
Растаможка строительных материалов: особенности
Любые стройматериалы, импортируемые на территорию ЕАЭС, подлежат обязательной классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС). Корректный выбор кода важен, так как именно от него зависят размер таможенной пошлины и НДС, перечень разрешительных документов и объем дополнительных проверок, которым подвергнется груз. Строительные и отделочные материалы относят к разным группам кодов ТН ВЭД с учетом материалов изготовления и назначения:
- цемент и штукатурные материалы относятся к группе 25 («Соль; сера; земля и камни; гипс, известь и цемент»);
- шпатлевки — к группе 3214;
- лакокрасочные материалы – к группам 3208-3210;
- плиты, панели, пленка – к группам 3918-3921;
- обои – к группе 4814.
Особое внимание уделяется разрешительной документации. Чаще всего требуются сертификаты или декларации соответствия техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности. Материалы проходят лабораторные испытания на горючесть, воспламеняемость, токсичность, дымообразование. Для химической продукции — особенно лакокрасочных материалов, растворителей, клеев и иных составов с потенциально опасными компонентами — спектр требований еще шире. Необходимо:
- оформление свидетельств о государственной регистрации безопасности (СГР),
- подтверждение процентного содержания этилового спирта (если содержание спирта более 9%),
- лицензия на хранение и перевозку продукции с содержанием спирта выше 1,5%,
- при обнаружении в составе прекурсоров контролируемых веществ (ацетон, толуол и др.) потребуется специальное разрешение ПККН и лицензия Минпромторга.
ТР ЕАЭС 041/2017 «О безопасности химической продукции» применяется для продукции, классифицируемой в группах: 21, 23, 25-38.
Стройматериалы, которые потенциально могут повлиять на здоровье человека (например, гранит, мрамор, песчаник), проверяют на радиационную безопасность. Контроль осуществляется в пунктах пропуска. Для таможенного оформления может потребоваться экспертное заключение и протокол радиологии.
Кроме узкоспециализированных бумаг, каждая партия стройматериалов сопровождается стандартным пакетом документов:
- декларация на товары,
- инвойс,
- контракт ВЭД,
- упаковочный лист,
- подтверждение таможенной стоимости,
- разрешение на ввоз объектов интеллектуальной собственности для брендированной продукции.
Соблюдение таможенных формальностей позволит максимально быстро растаможить груз. «Таможенные решения» помогут в подготовке и в процессе таможенного оформления.
Транспортировка и хранение стройматериалов
Чтобы перевезти и сохранить товарный вид строительных материалов, нужно учитывать их физико-химические свойства, вес, габариты, чувствительность к воздействию внешней среды.
Строительные материалы перевозят всеми видами транспорта: автотранспортом, ЖД, по воздуху и воде. Крупногабаритные, тяжелые и негабаритные изделия – бетонные блоки, балки, металлопрокат, кирпич – транспортируются на специально оборудованных платформах или самосвалах, оснащенных системой крепления и фиксаторами, обеспечивающими устойчивость груза. Сыпучие материалы – песок, щебень, гравий – перевозят в самосвалах с тентами, предотвращающими рассыпание и попадание осадков. Для длинномерных грузов – древесины, арматуры, труб – используют тралы с обязательной сигнальной маркировкой.
Хрупкие стройматериалы — керамика, стекло, плитка, гипсокартон — требуют особой упаковки. Их укладывают на поддоны, герметично фиксируют стретч-пленкой или вспененным материалом, а пространство между элементами заполняется прокладочными слоями для амортизации. Металлопрокат и пиломатериалы перевязывают стальными или пластиковыми лентами, чтобы исключить смещение. Используют дополнительные клинья и сетки.
Особого подхода требует организация микроклимата при перевозке цемента, гипса, извести. Эти материалы транспортируются в закрытых влагозащитных упаковках или контейнерах, так как даже кратковременный контакт с влагой приводит к потере качеств. В зимнее время материалы, чувствительные к пониженным температурам, например, некоторые клеевые смеси, перевозят в спецтранспорте.
Тяжелые и крупногабаритные грузы грузят и разгружают с помощью спецтехники — подъемных кранов, манипуляторов, вилочных погрузчиков. При этом персонал должен быть проинструктирован о правилах работы со стройматериалами разного типа.
Отдельные категории материалов — лаки, краски, клей, химические составы — перевозятся и хранятся с соблюдением регламента пожарной безопасности. Используются специализированные контейнеры, условия хранения жестко контролируются, в том числе по температуре, влажности и вентиляции.
Логистика стройматериалов требует комплексного подхода — выбора пригодного транспорта, продуманной упаковки, строгого контроля условий на каждом этапе следования груза и соблюдения стандартов хранения до конечного пункта назначения.
Мы поможем
Компания «Таможенные решения» предлагает комплексное сопровождение импорта и экспорта строительных материалов. Мы возьмем на себя взаимодействие с таможней и организацию логистики, обеспечив стабильность и предсказуемость процесса.
В рамках нашей работы:
- анализируем специфику груза и помогаем выбрать наиболее выгодный вариант перевозки;
- осуществляем предварительный расчет пошлин, сборов и других обязательных платежей;
- готовим полный пакет документов с учетом последних требований и изменений законодательства;
- организуем хранение товаров как в зоне таможенного контроля, так и на складе;
- внимательно следим за сроками поставки, чтобы избежать задержек;
- консультируем по любым вопросам, связанным с декларированием и транспортировкой;
- оперативно реагируем на ваши пожелания и изменения условий поставки.
Опыт наших специалистов, сформированный на реальных практических кейсах, позволяет избежать ошибок, связанных с оформлением, ненужных затрат. Передав заботы о таможенном оформлении нашей компании, вы инвестируете в свой бизнес.