В России сохраняется высокий спрос на импортные двигатели и силовые установки различных типов. Эти товары востребованы в таких отраслях, как машиностроение, авиация, энергетика и судостроение. Однако их поставка и таможенное оформление представляют собой сложные процессы, требующие профессиональных знаний в этой области. Компания «Таможенные решения» предлагает квалифицированную помощь в оформлении двигателей и силовых установок.
Поставщики двигателей в Россию
После 2022 года российский рынок двигателей и силовых установок столкнулся с серьезными изменениями в цепочке поставок. До введения санкций основными поставщиками были европейские и североамериканские страны: Германия, Франция, Великобритания, Бельгия, США. Эти государства обеспечивали поставки газовых турбин, турбореактивных и турбовинтовых двигателей, а также гидравлического оборудования известных брендов: General Electric (GE), Bosch Rexroth, Knorr-Bremse и Parker.
Однако экономические ограничения, введенные со стороны стран Запада, значительно осложнили ввоз подобной продукции. Был полностью запрещен экспорт высокотехнологичных компонентов, включая авиационные и газовые турбины, сопутствующее оборудование и комплектующие, что вынудило российские компании искать альтернативные пути импорта.
На сегодняшний день Россия сосредоточилась на сотрудничестве со странами, не участвующими в санкционной политике. Среди новых партнеров в поставке двигателей выделяются:
- Китай – стал главным партнером, поставляющим как собственные товары, так и продукцию западных брендов через механизм параллельного импорта. Китайские компании экспортируют гидравлические и пневматические установки, турбины и прочее оборудование под марками COMER INDUSTRIES, JCB, DANFOSS и другими.
- Турция, Казахстан, Армения и Беларусь – обеспечивают транзит товаров западного производства в Россию и поставляют продукцию местного производства.
- Индия – развивает поставки авиационных двигателей и других мощных силовых установок. Новые договоренности между обеими странами способствуют расширению взаимного сотрудничества.
- ОАЭ – включены в логистические цепочки транзитных поставок продукции западных брендов.
Механизм параллельного импорта, утвержденный в России постановлением Минпромторга в 2023 году, существенно облегчает ввоз санкционной продукции. В список разрешенных к параллельному ввозу включены бренды General Electric, Bosch Rexroth, JCB, Kawasaki, Knorr-Bremse, SEW-Eurodrive и многие другие. Однако использование этого механизма требует профессионального подхода из-за необходимости подтверждения соответствия и документального сопровождения.
Изменения в системе поставок помогли российским предприятиям частично компенсировать запрет на ввоз товаров из западных стран. Однако при доставке двигателей альтернативными маршрутами увеличиваются транспортные расходы и требуется больше времени для согласования.
Классификация продукции по ТН ВЭД ЕАЭС
Процесс таможенного оформления двигателей и силовых установок предполагает четкую классификацию товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Основные группы кодов ТН ВЭД ЕАЭС для двигателей и силовых установок:
- Группа 8411 – Турбореактивные и турбовинтовые двигатели, газовые турбины. Двигатели этого типа используются в авиации, энергетике, судостроении.
- 8411 11 – турбореактивные двигатели с тягой до 25 кН,
- 8411 12 – турбореактивные двигатели с тягой свыше 25 кН,
- 8411 21 – 8411 89 – турбовинтовые двигатели и газовые турбины различной мощности.
- Группа 8412 – Прочие двигатели и силовые установки:
- 8412 10 – реактивные двигатели, за исключением турбореактивных,
- 8412 21 – 8412 29 – гидравлические двигатели, двигатели линейного действия,
- 8412 31 – пневматические установки,
- 8412 39 – силовые устройства и двигатели иного назначения,
- 8412 80 – силовые и паровые двигатели.
- Группа 8407 и 8408 – Двигатели внутреннего сгорания – поршневые и дизельные:
- 8407 10 – двигатели для гражданской авиации,
- 8407 21 – 8407 90 – автомобильные, универсальные и судовые двигатели,
- 8408 10 – 8408 20 – дизельные двигатели промышленного и транспортного назначения.
- Группа 8501 – Электродвигатели и генераторы:
- 8501 10 – 8501 53 – асинхронные двигатели малой мощности,
- 8501 61 – 8501 65 – промышленные двигатели высокой мощности.
- Группа 8502 – Генераторные установки. Основная продукция включает дизель-генераторы для различных систем и комплексов. Коды 8502 11 – 8502 20.
Ставки пошлин на импорт двигателей и установок зависит от их типа:
- турбореактивные и газовые турбины (8411) – 3–8%,
- прочие силовые установки (8412) – 5–10%,
- электродвигатели (8501) – до 15%, зависит от мощности агрегатов,
- дизельные и поршневые двигатели (8407, 8408) – до 10%.
НДС чаще всего составляет 20%, однако для оборудования, использующегося в гражданской авиации ставка снижена до 0%. Также стоит учитывать, что определенные товары, критически важные для промышленной сборки или транспортной сферы, ввозятся беспошлинно (группы 8501, 8408).
Таким образом, правильная классификация двигателя по ТН ВЭД ЕАЭС позволяет оптимизировать затраты на импорт и избежать проблем с таможней. Обратившись в «Таможенные решения», российские компании могут получить квалифицированную помощь в подготовке необходимых документов, расчете полагающихся пошлин и растаможке сложной продукции.
Правила таможенного оформления
Двигатели относятся к разным категориям: гражданские, продукты двойного назначения или военные изделия, что напрямую влияет на требования к документам, сроки растаможки и суммы таможенных платежей. Для успешного оформления важно учитывать требования Таможенного кодекса ЕАЭС и других нормативных актов.
Основные этапы таможенного оформления включают:
- Определение кода ТН ВЭД. Код классификации двигателя или силовой установки определяет размер пошлин, налогов, необходимость лицензирования и предоставления разрешительных документов.
- Расчет таможенных платежей. Ставки пошлин зависят от назначения товара и его кода.
- Сбор пакета документов. В их число входят декларация на товары, контракт на поставку, инвойсы, упаковочный лист, документы о происхождении продукции, документы об оценке соответствия, а также транспортная документация.
- Оформление разрешительных документов. Для двигателей военного или двойного назначения потребуется лицензия ФСВТС.
- Декларирование и контроль. На этом этапе товар проходит проверку таможней, где оцениваются представленные документы, соответствие реальных характеристик продукции заявленным параметрам и проверяется оплата таможенных платежей.
Ошибки при подготовке или оформление документов могут привести к задержке сроков доставки товара и штрафам. Особое внимание нужно уделить продукции военного назначения. Лицензирование в ФСВТС является обязательным. Получение лицензии может занять продолжительное время, так как оно предполагает проверку контракта, происхождения товара и предоставленной технической документации.
Обратившись к профессиональному таможенному брокеру, например, компании «Таможенные решения», можно не только снизить риски, но и ускорить процесс оформления.
Сертификация двигателей и силовых установок
Оценка соответствия – один из самых важных этапов при таможенном оформлении двигателей. Без документов, подтверждающих соответствие продукции техническим регламентам Евразийского экономического союза (ЕАЭС), товар не может быть выпущен в свободное обращение.
Двигатели и агрегаты чаще всего подлежат сертификации или декларированию в рамках ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Двигатели промышленного назначения могут попадать под действие других технических регламентов, таких как ТР ТС 032/2013 (для оборудования под давлением) или ТР ТС 004/2011 (для низковольтного оборудования).
Оформление сертификата включает следующие этапы:
- Определение формы подтверждения соответствия. В зависимости от кода ТН ВЭД и назначения продукции оформляется либо сертификат соответствия, либо декларация.
- Проведение испытаний. В сертификационном центре проверяют продукцию на прочность, безопасность эксплуатации, пожаробезопасность и другие параметры.
- Сбор документов. Для оценки соответствия нужны техническая документация, протоколы испытаний, заявка, инструкция по эксплуатации и другие документы.
На продукцию, прошедшую сертификацию, наносится маркировка в виде знака обращения «EAC», что подтверждает её соответствие требованиям ЕАЭС.
С 2022 года действует упрощенный порядок сертификации, позволяющий оформлять декларации на основе собственных доказательств заявителя. Это существенно ускоряет процесс, но такая возможность ограничена перечнем товаров. Например, сложные или опасные изделия, такие как газотурбинные установки, не сертифицируются в упрощенном порядке.
На двигатели, которые используются в системах питьевого водоснабжения, нужно оформить свидетельство о государственной регистрации (СГР).
Транспортировка двигателей: правила и особенности
Транспортировка двигателей и силовых установок — не менее сложный процесс, чем их таможенное оформление. Необходимо соблюсти правила перевозки, упаковки и правильно разработать маршрут.
Правила подготовки к транспортировке:
- Очистка и слив технических жидкостей. Перед отправкой из двигателя сливаются все жидкости: топливо, масла, охлаждающие средства, чтобы предотвратить утечки или возгорания.
- Фиксация подвижных частей. Подвижные компоненты двигателя закрепляют, чтобы предотвратить повреждения в пути.
- Частичная разборка. Крупногабаритные установки могут быть разобраны на части. Каждая часть маркируется, а к грузу прикладываются инструкции для повторной сборки.
Условия упаковки:
- Используются амортизирующие материалы для защиты оборудования.
- Для металлических частей применяются антикоррозийные составы.
- Упаковка должна быть герметичной, чтобы защитить двигатель от воздействия влаги и коррозии.
- На упаковку наносятся маркировочные знаки: информация о центре тяжести, предупреждения «Хрупкое», «Не кантовать», вес и другие инструкции.
Выбор вида транспорта:
- Для небольших двигателей используется автомобильный транспорт.
- Морская перевозка подходит для крупных партий или тяжелого оборудования.
- Если требуется срочная доставка, двигатель транспортируют самолетом.
Во время загрузки и разгрузки используют специальное оборудование: вилочные погрузчики, крановые установки. Центр тяжести груза всегда выравнивается, чтобы избежать опрокидывания.
Услуги компании «Таможенные решения»
Компания «Таможенные решения» предоставляет комплексные услуги по таможенному оформлению, сертификации и доставке грузов, включая двигатели и силовые установки. Сотрудничая с нами, вы можете не вникать в тонкости таможенного законодательства, потому что мы берем это на себя.
Наши услуги включают:
- подбор правильного кода ТН ВЭД и расчет таможенных платежей;
- подготовку пакета документов для таможни, сертификации и лицензирования;
- получение сертификатов, деклараций или других разрешительных документов;
- организацию транспортировки, включая разработку маршрута, упаковку и страхование груза;
- сопровождение товара на всех этапах, начиная от договора с поставщиком до доставки конечному получателю.
Наш опыт позволяет успешно решать даже самые сложные задачи, связанные с таможенным оформлением. Мы гарантируем соблюдение всех законодательных требований и оперативное выполнение работы.