+7 (499) 113-58-84

Страхование груза при международной перевозке

Грузоперевозки – рискованный вид деятельности. Отправитель и получатель всегда опасается риска утраты или повреждения товаров. Чтобы свести к минимуму потенциальные убытки к минимуму, применяется страхование. Это особенно важно при международной доставке, когда продукция путешествует несколькими видами транспорта. Наличие договора страхования позволяет возместить стоимость груза при его утере, уничтожении или повреждении. В документе четко определяются права, обязанности и ответственность сторон. При составлении учитываются правовые нормы страхового законодательства.

Страхование груза при международной перевозке

Риски при международных перевозках

  1. Полное или частичное хищение товарной партии. Это факт обнаруживается как во время следования по маршруту, так и на конечной точке при приемке груза.
  2. Повреждение или утрата товара во время погрузки, разгрузки и хранения на промежуточном складе. При многочисленных перегрузках риск нарушения целостности упаковки возрастает.
  3. Повреждения во время транспортировки. Паллеты с товарами в пути могут сдвинуться, именно так появляются вмятины и бой. Ненадлежащая защита груза от атмосферных осадков приводит к его намоканию, перегреву или заморозке, что негативно сказывается на товарном виде.
  4. ДТП. Автомагистрали, морские и железнодорожные пути – зона повышенной опасности. Это же касается и авиадоставки.
  5. Стихийные бедствия. Товар во время транспортировки или хранения практически не защищены от пожаров, наводнений, штормов и ураганов.
  6. Нарушение режима хранения. Неверно выставленные показатели температуры и влажности в холодильных камерах становятся причиной порчи груза. Особенно страдает пищевая продукция.
  7. Прочие форс-мажорные обстоятельства. В эту категорию входят все остальные непредвиденные ситуации.

Нестраховые случаи

Владелец груза не сможет рассчитывать на возмещение, если страховая компания выявит следующие факты:

  1. Груз был упакован с нарушением стандартов.
  2. При размещении и закреплении товара во время погрузочных работ сотрудники не соблюли технические параметры.
  3. Упаковка осталась целой, но часть товаров исчезла. Это обычная уловка собственников груза для получения страховой премии.
  4. Умысел или грубая неосторожность страхователя в попытках получить деньги за товар.
  5. Противозаконные действия страхователя.
  6. Уменьшение веса или объема товара в рамках норм естественной убыли. Простой пример: при перевозке только что собранного зерна происходит его усушка, груз становится легче.
  7. Несоблюдение условий и сроков доставки товарной партии перевозчиком.
  8. Процессы, связанные с уникальными характеристиками груза (воспламенение химикатов при изменении температуры, гниение фруктов при повышении влажности).

Содержание договора страхования

В документе обязательно должны быть отражены следующие пункты:

  1. Объект страхования. Это непосредственно сам груз.
  2. Перечень всех страховых случаев и рисков.
  3. Страховая сумма. Обычно она равна полной стоимости товара, но допустимо ее уменьшение или увеличение по согласованию сторон.
  4. Срок действия соглашения.
  5. Действия сторон при наступлении страхового случая. Отдельно прописывают санкции при невыполнении обязательств и отказе от выплаты возмещения.

Важно!!! Перед подписанием документа необходимо четко формулировать все условия. Это позволит избежать долгих судебных тяжб и затягивания выплат при наступлении страхового случая.

Срок действия договора может ограничиваться одной поставкой или определенным временным периодом. Последнее практикуется при долгосрочном сотрудничестве, когда компания пользуется услугами одного перевозчика или отправляет однотипные товары.

Особенности страхования грузов при международной доставке

Не существует двух идентичных транспортировок. Каждый груз имеет свои специфические особенности:

  • назначение;
  • легкость разрушения;
  • способ и маршрут доставки.

В международных перевозках используется страхование карго для обеспечения страховой защиты товаров на всех этапах перемещения между конечными пунктами. По классике любая доставка происходит по следующему алгоритму:

  1. Погрузка товара на складе отправителя в авто для транспортировки в пункт отправки.
  2. Перегрузка товара на борт корабля, самолета или в поезд.
  3. Перевалка товара в установленном месте на маршруте.
  4. Передача груза получателю, во время которой оформляются соответствующие документы и проводятся денежные расчеты.

Существуют и более упрощенные схемы поставки, когда груз доставляется одним видом транспорта или предполагается самовывоз.

Застраховать груз может непосредственно его владелец. Иногда эта обязанность перекладывается на перевозчика. Чтобы убедиться в исполнении, в договоре следует обозначить обязанность предоставить подтверждающие документы.

Условия страхования при международной поставке

При международной торговле стороны могут пользоваться условиями поставки «Инкотермс». Эти правила регламентируют ответственность продавца и покупателя.

Торговые контракты, предполагающие перевозку товаров между странами, содержат одно из стандартных условий поставки:

  1. CIF. Страхование груза и фрахта во время морских перевозок ложится на плечи продавца. Он несет ответственность за товар до момента передачи партии в пункте назначения.
  2. FOB. Все риски и расходы с момента погрузки товара на судно несет покупатель.
  3. FAS. Ответственность делится условно пополам. Продавец отвечает за груз во время доставки его в порт, разгрузки и размещении в оговоренной с покупателем точке. Риски и расходы во время остальной части пути возлагаются на вторую сторону.
  4. CAF. Все расходы от погрузки товара на корабль до его прибытия в пункт назначения ложатся на плечи покупателя.

Стоимость страхования груза

Каждая страховая компания имеет свою тарифную сетку. Стандартно учитываются следующие факторы:

  • маршрут. Страхователь учитывает стихийные бедствия, наличие конфликтов и беспорядков на территориях, по которым будет проходить путь. Страховка на один и тот же груз, следующий из Австралии в Европу или из России в Сирию, будет различаться;
  • вид транспорта. Безопаснее всего страховщики относятся к авиадоставке, тариф будет выше, если груз поедет фурой;
  • тип упаковки. Открытые паллеты представляют больший риск, чем закрытый контейнер;
  • характеристики товара. Во внимание берутся физические и химические свойства продукции (изменение состояния товара из-за воздействия влаги, температуры и давления, хрупкость).

Цена составляет в среднем 0,05-0,3% от объявленной стоимости груза. Покупатель или продавец заплатит меньше, если существует маленькая вероятность повредить груз. Это актуально при доставке горной породы, металла или строительных материалов. Страховка за хрупкий груз (стекло, фарфор, ценное оборудование) значительно выше.

В отношении отдельных типов грузов необходимо согласование специальных условий:

  • ювелирные украшения;
  • драгоценные камни и металлы;
  • наличность;
  • произведения искусства;
  • боеприпасы;
  • акцизные товары;
  • растительная продукция;
  • животные.

Вид транспорта и уровни риска

  1. Автотранспорт. Перевозка по обычным дорогам – самый небезопасный способ, поэтому при страховании рассчитывается самая высокая ставка. Страховщики принимают во внимание буквально все:
  • качество дорожного покрытия по запланированному маршруту;
  • погодные условия;
  • риск порчи или утраты груза на пути следования;
  • криминогенность районов.
  1. Железнодорожный транспорт. Товарные партии могут повредиться или исчезнуть во время разгрузки или погрузки в вагоны, хищения. Всегда остается риск схождения поезда с рельсов. Но при этом это относительно безопасный вид транспорта.
  2. Морская доставка. Высокий страховой риск, связанный с повреждениями груза во время погрузки/грузки в порту, экспедировании и погодных условий.
  3. Авиадоставка. Самый безопасный способ доставки с минимальной ставкой страхования. Товар может исчезнуть в аэропорту во время погрузки или разгрузки, но это легко выявляется посредством видеонаблюдения и фотофиксации.

Правовые нормы страхования

  1. Застраховать груз можно только один раз. Это прописано в Гражданском кодексе и в законе «Об организации страхового дела в РФ.
  2. Страхованием грузов занимаются страховые или транспортные компании.
  3. Все перевозки, за исключением морских, регламентируются имущественным страхованием.
  4. Условия страхового договора (тип транспорта, правила, расценки и прочее) стороны устанавливают самостоятельно.
  5. В международных перевозках в договоре страхования стороны согласовывают право страны перевозчика или выбирают право страны для регулирования страхования (статья 5 Регламента № 593/2008 Европейского парламента и Совета ЕС г. Страсбург 17.06.2008).
  6. Страхование при морских перевозках происходит в соответствии с нормами, отраженными в Кодексе торгового мореплавания РФ (КТМ) от 30.04.1999 № 81-ФЗ (статья 271).
  7. Выплаты при наступлении страхового случая происходят со счетов страховщика. Фонды формируются из ранее уплаченных премий и других средств. (статья 1 Закона РФ № 4015-10 от 27.11.1992 г.)

Страхование грузов от Тамброкер

Компания «Тамброкер» оказывает услуги международной перевозки и таможенного оформления грузов. Сотрудники обеспечивают страхование товаров во время доставки и другие складские операции (консолидация, размещение, хранение, погрузка, разгрузка).

Наша компания осуществляет комплексную защиту грузов. На страхование принимаются различные товары в любой точке РФ. Договор заключается как на разовую поставку, так и на постоянную в течение определенного периода времени.

Расчет тарифов по страховой программе происходит индивидуально для каждого клиента в зависимости от особенностей груза, способа перевозки и маршрута. Мы всегда предоставляем возможность составить договор на выгодных условиях с выбором страховой суммы, включением определенных рисков, франшиз и др.