+7 (499) 113-58-84
info@tambroker.ru

Конец льготной растаможке авто в России

Правительство России обновило методику расчёта утилизационного сбора. Это изменение окажет влияние на цену автомобилей, которые были растаможены в странах Евразийского экономического союза по сниженной стоимости. Новые правила начнут действовать с 1 апреля.

Конец льготной растаможке авто в России

В России стоимость нового автомобиля одной модели может различаться из-за разных способов его импорта и регистрации. Это связано с тем, что автомобиль можно оформить через таможню как внутри страны, так и в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая Казахстан, Кыргызстан, Армению и Беларусь. Регистрация в одной из стран ЕАЭС может снизить таможенные расходы, делая цену на автомобиль более привлекательной для покупателя. Однако такой подход уменьшает таможенные доходы в бюджет РФ.

Сложность ситуации усугубляется тем, что в рамках ЕАЭС действуют единые налоговые ставки, что затрудняет прямой сбор налогов без введения дополнительных мер. В ответ на это было решено изменить систему расчёта утилизационного сбора, включив в него недополученные таможенные пошлины, НДС и акцизы. Размер этой дополнительной платы будет зависеть от средней рыночной стоимости автомобиля, зафиксированной в новом реестре, который будет создан и обновляться Минпромторгом не реже одного раза в квартал.

Правительство уточнило, что изменения направлены на предотвращение ситуаций, когда частные импортеры и компании, ввозящие автомобили, уже прошедшие таможенное оформление в других странах ЕАЭС, получают незаконные преимущества по сравнению с теми, кто проводит регистрацию импорта автомобилей в России и вносит все налоги и пошлины. Также обновленные правила требуют, чтобы таможенное декларирование всех электромобилей и гибридов проводилось исключительно на территории РФ.

Что включено в утилизационный сбор с 1 апреля 2024 года

Если автомобиль произведен или растаможен в России, для покупателя ничего не изменится: он заплатит стандартный утилизационный сбор, размер которого зависит от категории транспортного средства. Этот сбор обычно включен в цену автомобиля продавцом.

Для автомобилей, растаможенных в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), к утилизационному сбору добавляются дополнительные платежи. Таможенная пошлина корректируется на основе разницы между уплаченной суммой и суммой, которая должна была быть уплачена по среднему рыночному ценнику, установленному Министерством промышленности и торговли. Налог на добавленную стоимость (НДС) также увеличивается, если уплаченная сумма оказалась меньше рыночной стоимости, определенной Минпромторгом. Акцизный сбор корректируется, если фактически оплаченная сумма не соответствует акцизу, рассчитанному исходя из мощности двигателя автомобиля. Если полученная разница отрицательная, она приравнивается к нулю.

Важно отметить, что если при таможенном декларировании стоимость автомобиля была занижена, утилизационный сбор может значительно увеличиться. Окончательные суммы платежей ещё не установлены и будут определяться на основе средней рыночной стоимости, зарегистрированной в официальном списке Минпромторга.

Если же при оформлении таможенных документов пошлины, НДС или акциз не были намеренно занижены, размер утилизационного сбора останется прежним. Расчеты будут проводиться по формуле, утвержденной Правительством РФ, и за корректностью вычислений будут следить сотрудники Федеральной таможенной службы.

Формула утилизационного сбора такова: УСед + Ктп + Кндс + Ка, где УСед — сумма утилизационного сбора по Постановлению № 1291, Ктп — разница между таможенной пошлиной по данным Минпромторга и фактически уплаченной пошлиной, Кндс — разница между НДС по данным Минпромторга и уплаченным НДС, Ка — разница между акцизом по мощности автомобиля и уплаченным акцизом. Эти нововведения не затрагивают физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, которые растамаживают авто, ввезенные из стран ЕАЭС, непосредственно в России.

Как изменятся ставки утилизационного сбора

С 1 апреля текущего года ставки утилизационного сбора в России останутся без изменений. С этой же даты ввоз электромобилей из стран Евразийского экономического союза в Россию должен производиться с растаможиванием исключительно на территории РФ. От уплаты утилизационного сбора освобождены мотоциклы. Для грузовиков размер сбора продолжает зависеть от их возраста и массы.

Что касается прицепов и полуприцепов, то утилизационный сбор взимается в случаях, когда их вес превышает 10 тонн. Для транспортных средств, возраст которых не превышает трех лет, размер сбора составляет 600 000 рублей, а для транспортных средств старше трех лет — 2 025 000 рублей.