+7 (499) 113-58-84
info@tambroker.ru

Альтернативные маршруты доставки груза в текущей экономической ситуации

В текущей логистической сфере наблюдаются значительные изменения, связанные с нестабильностью в Красноморской зоне и проблемами в проходимости Суэцкого канала. Кроме того, недостаток осадков влияет на навигацию через Панамский канал, что требует от транспортных операторов и отправителей товаров пересмотреть свои стратегии доставки. Ранее устоявшиеся практики уже не могут быть единственным решением, так как каждая ситуация требует индивидуального подхода.

Альтернативные маршруты доставки груза в текущей экономической ситуации

Среди возможных альтернатив выделяется Северный морской путь, который начинает играть все более важную роль на мировой арене. Однако мнения о его потенциале разделились. Некоторые эксперты уверены, что он может стать новым крупным транзитным коридором, способным конкурировать с Суэцким каналом. Однако другие считают его эффективность ограниченной, поскольку его использование может быть возможно лишь в определенные временные периоды и при определенных объемах перевозок.

Недавно представленные данные показывают, что из-за глобального потепления лед в Арктике тает быстрее, что потенциально может увеличить доступность Северного морского пути на протяжении большей части года. Это обстоятельство добавляет новый аспект к обсуждению его будущего и может изменить баланс между традиционными и новыми маршрутами мировой логистики.

О важности Суэцкого и Панамского каналов для мировой торговли

Суэцкий и Панамский каналы занимают центральное место в структуре мировой торговли благодаря своей способности предлагать более короткие и экономически эффективные маршруты для морских перевозок. Эти каналы существенно уменьшают расстояния и время доставки между торговыми партнерами, что приводит к уменьшению затрат на транспортировку товаров, особенно важно это для перевозок больших объемов сырья, таких как нефть и газ. Такая роль каналов критична для поддержания эффективности глобальных цепочек поставок и экономической стабильности стран.

Однако проблемы, такие как затруднения в проходимости Суэцкого канала и ограничения в использовании Панамского канала из-за засух, подчеркивают их значимость и одновременно указывают на необходимость разработки альтернативных транспортных маршрутов. Эти сложности могут серьезно повлиять на мировые логистические стратегии, заставляя компании и правительства переосмысливать свои подходы к транспортировке грузов.

Недавние исследования показывают, что увеличение частоты экстремальных погодных явлений, включая засухи и наводнения, может дополнительно усложнить использование данных каналов. В этом контексте, особое внимание уделяется укреплению инфраструктуры и разработке технологических решений, которые могли бы минимизировать подобные риски и обеспечить более устойчивую и надежную работу этих ключевых транспортных артерий.

Альтернативы Суэцкому каналу

Мыс Доброй Надежды

Маршрут вокруг мыса Доброй Надежды выбирают многие международные морские перевозки как альтернативу каналу Суэц. Этот выбор связан с дополнительными 7 000 километрами пути и увеличением времени доставки до 30-35 дней, что приводит к значительным затратам на топливо. По данным Reuters, на основе информации от трейдеров, спрос на судовое топливо возрос в таких портах, как Порт-Луи (Маврикий), Гибралтар, Канарские острова и порты Южной Африки. Особенно выделяется увеличение продаж топлива в Кейптауне и Дурбане. С ноября 2023 года цены на бункерное топливо с низким содержанием серы в Кейптауне выросли на 15%, достигнув почти $800 за тонну.

 

Также, российские предприятия интенсивно используют этот маршрут для отправки товаров из портов Юго-Восточной Азии в Санкт-Петербург. Затраты на перевозку для типичного контейнеровоза увеличиваются на 1,6-1,7 миллиона долларов, с учетом дополнительных расходов на логистику внутри портов и страхование груза. В результате, стоимость доставки на контейнер возрастает минимум на 600 долларов. Например, стоимость перевозки 40-футового контейнера из китайского порта Нинбо в Санкт-Петербург выросла с 4000 долларов в декабре 2023 года до 4600 долларов в январе 2024 года, а в феврале ожидается дальнейшее увеличение до 5100 долларов. Эксперты прогнозируют продолжение роста цен.

Обходной путь вокруг Африки связан не только с ростом цен и удлинением сроков доставки, но и с логистическими проблемами. Сервисные компании сталкиваются с хаосом в расписаниях, дефицитом контейнеров, неопределенностью сроков прибытия и обработки в портах. Онлайн-системы отслеживания не обновляются должным образом, что усугубляет ситуацию. Тем не менее, перевозчики продолжают выбирать этот маршрут за его относительную безопасность и возможность использовать ранее простаивавшие суда, при этом затраты на топливо оказываются ниже, чем при проходе через Суэцкий канал.

К тому же, усиление морских трафиков вокруг мыса Доброй Надежды привело к длинным очередям в африканских портах для бункеровки, что подчеркивает необходимость улучшения портовой инфраструктуры и оптимизации логистических процессов в этом регионе.

Коридор «Север – Юг» через Иран

Международный транспортный коридор «Север-Юг» соединяет Индию, Россию и Иран, образуя ключевую связь на маршруте длиной 7 200 километров от индийского порта Нава-Шева, расположенного южнее Мумбаи, до Санкт-Петербурга. Этот маршрут предлагает альтернативу традиционному пути через Суэцкий канал, сокращая время в пути до 15-24 дней, что почти в два раза быстрее обычного маршрута.

Российское правительство активно вкладывается в улучшение инфраструктуры коридора, планируя инвестиции в размере 280 миллиардов рублей с 2022 по 2030 годы. Проект включает в себя три основных направления: западное, проходящее через Дагестан к Азербайджану и Ирану с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта; Транскаспийское, организующее перевозки через Каспийское море и Волгу из портов Астрахани, Алия и Махачкалы к портам Ирана и Туркменистана; и восточное, включающее транспортные пути через Казахстан и Туркменистан.

Давайте представим коридор «Север-Юг» как шоссе, соединяющее разные города и страны, которое может стать одной из главных дорог на международном уровне. На сегодня самый надежный и быстрый способ доставки товаров из Москвы в Иран — это восточный маршрут, представляемый как поезд, отправляющийся прямо в нужное место без лишних остановок и задержек. Поездка занимает в среднем 15 дней, а стоимость перевозки 40-футового контейнера составляет примерно 2700 долларов.

Транскаспийский маршрут можно сравнить с автобусной дорогой, где автобусы (контейнеровозы) ходят реже, особенно зимой, и стоят дороже из-за необходимости платить за ледокольные услуги. Билет на такой «автобус» может стоить до 4000 долларов за большой контейнер.

Порт Астрахань в этой аналогии — это большой торговый центр с множеством входов (терминалов), многие из которых используются неэффективно. Из-за нехватки персонала и техники (портовых кранов и подходящих железнодорожных путей) грузы вынуждены долго ждать своей очереди, что увеличивает общее время путешествия товаров.

Основные проблемы, с которыми сталкивается коридор «Север-Юг», включают контроль на границах, особенно с Азербайджаном, где грузы подвергаются строгой проверке на наркотики, что может вызвать задержки, превышающие сутки. Повреждение товаров при погрузке и выгрузке, а также долгое ожидание на границе с Ираном — другие существенные проблемы. Возможное решение может прийти с строительством нового пункта пропуска вблизи «Астары», что должно ускорить процесс пересечения границы.

Улучшение этих условий и решение проблем с инфраструктурой и международными ограничениями станут ключевыми для превращения транспортного коридора «Север-Юг» в более привлекательный и экономически выгодный маршрут на международной арене.

Маршруты через порты Дальнего Востока: особенности и сложности

В области международной логистики активно разрабатываются альтернативные способы перевозки товаров из Юго-Восточной Азии и Китая в Россию, которые обходят стандартные морские пути через Суэцкий канал. Один из таких методов — мультимодальный маршрут, объединяющий морскую и железнодорожную перевозку. Этот путь предполагает доставку грузов через российские порты на Дальнем Востоке, откуда товары затем перевозятся по железной дороге в Москву и другие российские города.

Пример такой доставки: из порта Хайфон (Вьетнам) через Владивосток в Москву время в пути составляет около 30 дней. Хотя возможные задержки в дальневосточных портах могут увеличить это время, общая стоимость перевозки все равно остается ниже, чем при маршруте через Суэцкий канал, позволяя экономить около 150 долларов за 20-футовый контейнер.

Стоимость перевозки 40-футового контейнера из Шанхая до Владивостока составляет примерно 1850 долларов, что дешевле, чем до порта Восточный. После этого грузы перевозятся по железной дороге до конечного пункта назначения, где стоимость доставки варьируется в зависимости от конечного места прибытия.

Однако этот маршрут сталкивается с определенными проблемами, связанными с инфраструктурными ограничениями. Порты на Дальнем Востоке испытывают трудности с обработкой большого объема грузов из-за недостаточной мощности, что может привести к задержкам. Также существуют ограничения на пропускную способность железнодорожных путей, что усложняет процесс перевозки.

На перспективу планируется усилить морские перевозки между Индией и Россией, в частности, по маршруту Ченнаи – Владивосток. Это значительно ускорит доставку товаров между странами, предложив более быструю и эффективную альтернативу традиционным маршрутам и улучшив эффективность международной логистики. Такие инициативы могут значительно повысить пропускную способность портов и железных дорог, решив текущие проблемы с задержками и инфраструктурными ограничениями.

Какие выводы можно сделать:

  1. Несмотря на снижение доли в общем объеме перевозок, Суэцкий канал по-прежнему остается важной логистической артерией. Это подчеркивает, что, хотя появляются новые маршруты, традиционный путь через Суэц сохраняет свою привлекательность для многих компаний.
  2. Увеличение стоимости международных перевозок связано не только с ростом страховых взносов из-за военных рисков в регионе, но и с общим подорожанием логистических услуг. Это заставляет компании платить больше за доставку товаров, особенно в направлениях с высоким уровнем риска.
  3. Альтернативные маршруты, такие как путь вокруг мыса Доброй Надежды, хотя и предоставляют возможность обхода, увеличивают время и стоимость доставки, делая их неподходящими для скоропортящихся товаров. Это выделяет важность тщательного выбора маршрута в зависимости от характеристик груза и его срочности.
  4. Мультимодальные маршруты через Дальний Восток России предлагают значительную экономию по сравнению с традиционными путями через Суэцкий канал, особенно для грузов из Юго-Восточной Азии и Китая. Однако, проблемы с портовой и железнодорожной инфраструктурой на Дальнем Востоке могут ограничить эффективность таких маршрутов.
  5. Транспортный коридор «Север-Юг» открывает эффективные логистические возможности для перевозок между Ираном и Россией. Этот специализированный коридор демонстрирует, как налаженные маршруты могут улучшить логистику между конкретными регионами.
  6. Текущий дефицит контейнеров и высокие ставки на морские перевозки подчеркивают проблемы в мировой логистике, которые влияют на стоимость и доступность доставки. В этом изменчивом мире логистики важно анализировать все аспекты выбора маршрутов, учитывая стоимость, скорость и безопасность перевозок.

Помощь компании “Таможенные решения”

Ваш партнер в мире международных перевозок и таможенного оформления, компания «Таможенные решения», предлагает комплексные услуги для беспроблемной доставки и таможенной обработки грузов любой сложности. Наши услуги охватывают широкий спектр потребностей в области транспортно-логистического и таможенного сопровождения.

Компания «Таможенные решения» компетентна в решении любых задач, связанных с международной логистикой и таможенным оформлением. Мы гарантируем, что ваш груз будет доставлен в пункт назначения точно в срок и в идеальном состоянии. Выбирая нас, вы получаете не только услугу, но и надежного партнера, готового разработать наиболее эффективный план доставки, учитывая все нюансы от страхования до документооборота.