+7 (499) 113-58-84

Таможенное оформление экспорта и импорта грузов, грузоперевозки в/из Китая

Китай – крупнейший мировой экспортёр товаров. Значительные объёмы продукции отправляются из Китая в Россию и транзитом через Россию в другие страны. Сама страна нуждается в сырье, в частности металлах, древесине, пищевых продуктах. До февраля 2022 года товарооборот между Россией и Китаем поступательно увеличивался. С 24 февраля 2022 года ситуация изменилась. Китай хоть и не вводит антироссийские санкции в связи с началом специальной военной спецоперации на Украине, но ведёт экономические отношения с Россией очень осторожно. Грузоперевозки в/из Китая несколько осложнились.

Таможенное оформление экспорта и импорта грузов, грузоперевозки в/из Китая

По объёму в российском товарообороте Китай находится на первом месте. За 2021 год товарооборот составил 140 млрд долларов США, что на 35% больше, чем в 2020 году. При этом экспорт и импорт в денежном выражении примерно равен и составил соответственно 68 и 72 млрд долларов США.

Виды перевозимых грузов

Наиболее часто между Россией и Китаем перевозят контейнерные грузы. В одном контейнере может находиться груз от одного заказчика (он называется генеральным) или от нескольких заказчиков (сборный груз). Последний способ перевозки популярен среди небольших компаний или при отправке мелких партий товара. Консолидация грузов позволяет экономить и не оплачивать полупустой контейнер. Правда, сборная партия доставляется чуть дольше.

Авиатранспортом перевозят преимущественно медикаменты, скоропортящийся товар, опасные грузы, электронику, бытовые приборы, товары народного потребления, оборудование, ценные бумаги, автозапчасти. Остальные товары можно транспортировать другими видами транспорта.

Стоимость доставки оценивается с учётом веса, типа груза, планируемого времени доставки и маршрута.

Обычно в стоимость товаров в Китае входит:

  • доставка на склад перевозчика;
  • экспортное оформление;
  • получение экспортных разрешительных документов.

Категории и виды экспортируемых и импортируемых товаров

Основную долю в структуре экспорта составили:

  • минеральная продукция (ТН ВЭД 25-27) – более 74% от общего объёма экспорта в Китай;
  • целлюлозные изделия и древесина (ТН ВЭД 44-49) – более 7%;
  • металлические изделия и металлы (ТН ВЭД 72-83) – более 5,5%;
  • продовольствие и сельскохозяйственное сырьё (ТН ВЭД 01-24) – почти 5%;
  • химическая продукция (ТН ВЭД 28-40) – более 3,5%;
  • оборудование, транспорт, машины (ТН ВЭД 84-90) – более 3%.

Наибольший прирост поставок в денежном выражении зафиксирован в категориях нефтепродуктов, руды, алюминия, удобрений, неорганической химической продукции. Сократился экспорт рыбы и морепродуктов.

В импортном направлении больше всего отправлялось:

  • оборудования и транспортных средств (ТН ВЭД 84-90) – более 60% от общего объема;
  • химической продукции (ТН ВЭД 28-40) – 11%;
  • обуви и текстильной продукции (ТН ВЭД 50-67) – 9%;
  • металлических изделий и металлов (ТН ВЭД 72-83) – почти 7,5%;
  • продовольствия и сельскохозяйственного сырья (ТН ВЭД 01-24) – почти 2%.

Увеличился объем импортных поставок различного оборудования, , инструментов, наземного транспорта, плавучих конструкций, обуви, одежды и аналогичных изделий, органической химической продукции, черных металлов, пластмасс и другого сырья.

Сокращение импорта наблюдалось среди готовой текстильной продукции и предметов одежды.

Грузоперевозки

Россия и Китай имеют общий участок границы. Благодаря такому удобному расположению развиты грузоперевозки всеми видами транспорта.

Воздушный транспорт. Используется для доставки небольших партий товара, скоропортящейся продукции или для экспресс-доставки. Его преимущества заключаются в высокой скорости доставки, безопасности груза на протяжении всего пути, большом количестве рейсов, возможностиь отправки партии товаров из разных городов Китая. Таможенное оформление грузов в/их Китая выполняется по прибытии в аэропорт. Обычно грузы из Китая доставляют в аэропорт Шереметьево или Домодедово.

Тарифы на авиаперевозку у китайских перевозчиков постоянно меняются. Например, тариф из Пекина изменяется ежедневно, поэтому эту информацию нужно уточнять на каждую дату. Обычно доставка грузов из Пекина стоит дешевле всего, особенно если необходимо произвести какие-либо дополнительные операции с грузом.

Особый случай, когда нужно перевезти груз самолётом из бондовой зоны Китая в Россию. Бондовая зона – это специальная экономическая зона, созданная для производителей товаров, которые делают товары исключительно на экспорт. Производители освобождаются от уплаты китайских налогов. Чтобы перевезти груз в Россию из бондовой зоны, нужно отправить его автомобильным транспортом китайским таможенным перевозчиком.

Морской транспорт. Наиболее выгодный способ доставки несрочных и нескоропортящихся товаров. Именно морским транспортом в контейнерах отправляют большую часть грузов в Китай и из Китая. Товары погружают в морских портах: Нимбо, Шэньчжэнь, Гуанчжоу, Шанхай, Гонконг, Даляль. Груз, доставленный морским путём, растамаживается в таможнях Владивостока, Находки, Новороссийска, Санкт-Петербурга.

Железнодорожный транспорт. Удобен для отправки китайских товаров на Дальний Восток и в центральную часть России. Таким же способом, альтернативным морской перевозке, доставляют экспортируемые товары в Китай. Растаможка грузов, доставленных железнодорожным транспортом, производится на таможенных постах Ховрино и Ворсино.

Автомобильный транспорт. Используется для внутренних перевозок по России или Китаю, а также для доставки грузов на склад клиента.

Чаще всего невыгодно перевозить груз одним видом транспорта, или не получается доставить его до конечного пункта в силу объективных причин. В этом случае используют мультимодальный способ перевозки, когда комбинируют несколько вариантов транспорта, используя на каждом участке маршрута наиболее выгодный.

Распространённые схемы мультимодальных перевозок:

  • отправка морским путём из Китая во Владивосток, затем перевозка железнодорожным составом и доставка автомобилем до склада получателя.
  • отправка товаров из Китая в Санкт-Петербург морским транспортом, а затем доставка из порта Санкт-Петербурга получателю.

Таможенное оформление экспорта и импорта

Для таможенного оформления необходимо собрать пакет документов, и провести подготовительную работу, которая включает классификацию товаров по товарной номенклатуре ВЭД, расчёт платежей, проверку документов и приведение их в соответствие требованиям таможенных органов.

Обратите внимание, что на некоторые товары китайского производства установлены антидемпинговые пошлины. Кроме того, в Китае много праздников, которые не совпадают с общеевропейскими праздниками. Празднование, как правило, затягивается на несколько дней, а то и недель. Ведение бизнеса в праздничные дни затруднительно, потому что китайцы в эти дни не работают.

Есть некоторые особенности в таможенном оформлении различных видов товаров как в Китае, так и в России. Например, на опасные грузы, к которым относятся металлы, магниты, батарейки, некоторые косметические средства и жидкости, необходим документ MSDS, иначе груз не будет принят к авиаперевозке. На магнитные устройства необходимо оформить Magnetic Inspection.

В России на таможне потребуют фитосанитарный сертификат на растительный груз (Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе»), а на груз животного происхождения – ветеринарный (Приказ от 18 декабря 2015 года N 648).

Дополнительные документы также требуются на медицинские препараты и изделия, зерно, химическую продукцию, продукцию двойного назначения, радиоэлектронные устройства, детские игрушки и другую продукцию для детей. Некоторые категории товаров, такие как табак и табачная продукция, шины, духи, фотоаппараты и товары легкой промышленности подлежат маркировке в системе «Честный знак». Ряд товаров относится к подакцизным. К ним предъявляются особые требования по месту таможенного оформление и маркировке.

В комплект документов для юридических лиц входят:

  • учредительный договор о создании общества или аналогичный документ (скан + копия в word);
  • устав компании (скан + копия в word);
  • выписка из ЕГРЮЛ (скан);
  • свидетельство ОГРН (скан);
  • свидетельство ИНН (скан);
  • справка об открытии счетов с ОКПО действует 1 месяц (скан);
  • справка о внесении в Единый государственный реестр, для фирм, созданных до 2010 года (скан);
  • справка из Госкомстата (скан);
  • приказы о назначении директора и бухгалтера (сканы).

Для индивидуальных предпринимателей:

  • скан паспорта с фотографией и пропиской;
  • свидетельство ИП (ЕГРИП) и ИНН;
  • справка из Госкомстата (скан);
  • банковская справка с ОКПО об открытии счетов (действие 1 месяц)

На оформление импортируемых товаров подаются:

  • договор, по которому передается товар, со всеми дополнениями – скан + копия в word для декларанта;
  • инвойс или счет-фактура с переводом – скан и оригинал;
  • упаковочный лист – скан + оригинал;
  • техописание – скан;
  • СMR(TIR)/ЖД накладная – оригинал;
  • разрешительные документы, например, сертификат или декларация сответствия – сканы или оригиналы;
  • сертификаты происхождения – оригиналы;
  • платежное поручение – скан;
  • чеки, подтверждающие расходы на приобретение товара – сканы;
  • страховка;
  • маркировка продукции (знак EAC) – фото;
  • транспортный договор и счет за использование транспорта – скан;
  • экспортная декларация – скан;
  • сведения о контакте – скан;
  • прайс-лист завода-изготовителя, заверенный ТПП (при необходимости).

Экспортные товары сопровождаются:

  • договором купли/продажи с дополнениями – скан + копия в word;
  • инвойс 6 шт. с переводом – сканы и оригиналы;
  • техпаспорт – скан с печатью организации;
  • ветеринарный и фитосанитарный сертификаты при необходимости – оригиналы;
  • сертификат происхождения – оригиналы;
  • заполненная CMR(TIR)/AirWayBill/ЖД накладная/Коносамент – оригинал;
  • упаковочные листы (6 шт.) – оригиналы;
  • сведения о контакте – скан;
  • свидетельство об оплате – скан.

Если вы сомневаетесь в правильности заполнения декларации, состава пакета документов, не можете определить код ТН ВЭД или рассчитать таможенную стоимость, таможенные платежи, мы рекомендуем вам обратиться к профессиональному таможенному брокеру. Наша компания проверит документы, поможет с оформлением необходимых бумаг и представит ваши интересы в таможне.

Особенности грузоперевозок, связанные с антироссийскими санкциями и пандемией коронавируса в 2022 году

В сложившейся ситуации нарушились логистические цепочки транзитных грузоперевозок по России в Китай и обратно. А в частности сократился спрос на железнодорожные перевозки между Германией и Китаем. Сокращение поставок вызвали не столько санкции, сколько беспокойство компаний относительной безопасности грузов. Раньше поезда шли из Китая через Россию, Белоруссию и Польшу. Теперь же представители немецких компаний предпочитают везти товары водным транспортом.

Сотрудничество с РЖД не запрещено, если услуги оплачиваются через банки, не отключенные от Swift. Но если в 2020 году около 12000 поездов было задействовано в транзитных перевозках по шелковому пути, то сейчас это количество сократилось в разы. Контейнерные поезда в Китай не резервируются, несмотря на то, что этот сухопутный маршрут крайне выгоден в плане минимальных транспортных издержек и небольших сроков перевозки. РЖД гарантирует надёжность и безопасность доставки и есть возможность продолжать перевозки в обычном режиме. Однако продукцию деревообработки и бумажной промышленности стали возить морским и автомобильным транспортом.

В то же время наблюдаются сложности с автомобильными и морскими транзитными перевозками из Китая через Россию в Европу и в обратном направлении. На въезде в страны Евросоюза наблюдается задержка из-за повышенного внимания таможенных органов, большого числа досмотров. Очереди образовались на границе РФ и ЕС. Эксперты считают, что часть логистических цепочек, включающих транзит через Россию в Китай или из Китая в Россию всё же сохранится, хотя сложности в перевозках не исключаются.

При этом экспортно-импортные грузоперевозки между Россией и Китаем пострадали меньше. Задействованы крупнейшие железнодорожные операторы РФ, такие как «Трансконтейнер», группа FESCO, загружен Владивостокский морской торговый порт. Но трудности приходится преодолевать и здесь, что связано с отказом от сотрудничества с Россией ведущих контейнерных линий. Временно прекратили сотрудничество CMA CGM, Ocean Network Express (ONE), Mediterranean Shipping Company (MSC), Maersk. Последняя вообще была глубоко интегрирована в российскую и китайскую логистику. Но сложности с банковскими расчётами, опасения вторичных санкций вынудили компании разорвать логистические цепочки.

Приём новых букингов в и из России прекращен на всех сервисах, включая океанские, трансконтинентальные, железнодорожные и авиационные.

Китай опасается санкций США из-за сотрудничества с Россией, действует очень осторожно и занимать освободившиеся ниши не спешит. Компании, которые потенциально могут сотрудничать с Россией, кредитуются Америкой, а их акции представлены на международных биржах. Особенно это касается компаний, торгующих электроникой, микрочипами, электротехникой.

Не стоит забывать и о коронавирусе. Эпидемиологические ограничения сохраняются, поэтому пропускная способность погранпереходов с Китаем снижена. Из 14 пунктов пропуска самым загруженным остается МАПП Забайкальск — Маньчжурия.

Наши услуги

Мы предлагаем услуги грузоперевозок и таможенного оформления в/из Китая начинающим и опытным экспортерам и импортерам. В нашу компетенцию входит:

  • оформление необходимых документов;
  • расчет таможенных платежей;
  • подбор кодов ТН ВЭД;
  • заполнение и подача декларации;
  • консультационная поддержка;
  • организация грузоперевозки.

Обращаем ваше внимание, что мы работаем строго в рамках законодательства и оперативно отслеживаем изменения в законах РФ, ЕАЭС, принимаем во внимание различные экономические ограничения и ищем подходящие пути решения проблем.

Обращайтесь к нам, и мы поможем перевезти и оформить ваш груз в экспортном или импортном направлении.